11 сентября 2019
Статьи

В рамках исполнения Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» субъектам критической информационной инфраструктуры (далее по тексту - КИИ) необходимо обеспечить взаимодействие с Государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (далее – ГосСОПКА). В рамках данной статьи автор рассказывает о наиболее часто встречающихся в его практике проблемных вопросах указанного взаимодействия и дает ответы на них.

Несколько слов о ГосСОПКА

Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (далее по тексту – ГосСОПКА) представляет собой единый централизованный, территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Силы обнаружения – подразделения и специально выделенные сотрудники, а также Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (далее – НКЦКИ), осуществляющий координацию сил обнаружения. Средства – технологии, технические, программные, правовые и организационных средства субъектов ГосСОПКА. Субъекты ГосСОПКА:

  • ФСБ России;
  • ФСТЭК России;
  • владельцы информационных ресурсов Российской Федерации;
  • операторы связи;
  • иные организации, осуществляющие лицензируемую деятельность в области защиты информации.
По сути, ГосСОПКА представляет собой совокупность взаимосвязанных специализированных центров мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности, известных в международной практике как CERT (Computer Emergency Response Team) или CSIRT (Computer Security Incident Response Team), либо Security Operation Center (SOC). Данные центры организованы по ведомственному и территориальному принципам и подразделяются на главный центр ГосСОПКА, региональные центры, территориальные центры, центры органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные центры), а также корпоративные центры (центры владельцев информационных ресурсов, операторов связи и иных организации).

Основным назначением ГосСОПКА является обеспечение защищенности информационных ресурсов Российской Федерации от компьютерных атак и штатного функционирования данных ресурсов в условиях возникновения компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками.

Взаимодействие субъекта КИИ с ГосСОПКА возможно в двух вариантах:

  • путем самостоятельного подключения к инфраструктуре НКЦКИ;
  • через ведомственный (корпоративный) центр (сегмент) ГосСОПКА.

Проблемные вопросы взаимодействия с ГосСОПКА

Одним из первых проблемных вопросов, стоящих перед субъектом КИИ, является вопрос об обязательности подключения к технической инфраструктуре НКЦКИ для обмена информацией с ГосСОПКА. В явном виде действующее законодательство не предусматривает обязанности по подключению субъекта КИИ к технической инфраструктуре НКЦКИ. Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» предусматривает лишь обязанность субъекта КИИ информировать о компьютерных инцидентах ФСБ России (по сути - НКЦКИ) и (или) Центральный банк Российской Федерации (в случае, если субъект КИИ осуществляет деятельность в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка) в установленном ими порядке.

Порядок информирования определен приказом ФСБ России от 19.06.2019 № 282 «Об утверждении Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (далее – Приказ ФСБ России № 282).

Согласно Приказу ФСБ России № 282, информирование осуществляется путем направления информации в НКЦКИ в соответствии с определенными НКЦКИ форматами представления информации о компьютерных инцидентах в ГосСОПКА с использованием технической инфраструктуры НКЦКИ, предназначенной для отправки, получения, обработки и хранения уведомлений и запросов в рамках информационного взаимодействия с субъектами КИИ, а также с иными, не являющимися субъектами КИИ, органами и организациями, в том числе иностранными и международными.

В случае отсутствия подключения к данной технической инфраструктуре информация передается субъектом КИИ посредством почтовой, факсимильной или электронной связи на адреса (телефонные номера) НКЦКИ, указанные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://cert.gov.ru.

Таким образом, Приказ ФСБ России № 282 делает акцент на необходимости использования при информировании технической инфраструктуры НКЦКИ и допускает в качестве «запасного варианта» альтернативные способы предоставления информации в ГосСОПКА.

Кроме того, для значимых объектов КИИ субъекту необходимо создать и обеспечить функционирование системы безопасности, одной из задач которой является непрерывное взаимодействие с ГосСОПКА (п. 4 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»).

Помимо нормативных требований следует учитывать, что обнаруживать и предотвращать компьютерные атаки, а также хранить, накапливать, защищать информацию об инцидентах и передавать ее в ГосСОПКА целесообразнее с использованием технических средств. Также, следует отметить, что ГосСОПКА не только собирает информацию, но и предоставляет актуальную информацию об атаках на ресурсы субъекта и другую необходимую для обеспечения безопасности объектов КИИ информацию, которую лучше получать оперативно.

Поскольку взаимодействие субъекта КИИ с ГосСОПКА осуществляется, в том числе, в целях исполнения обязанности по информированию о компьютерных инцидентах, произошедших на объектах КИИ, то возникает вопрос все объекты КИИ попадают под данное требование или только значимые?

Приказ ФСБ России № 282 устанавливает срок, в который субъект КИИ должен передать информацию в ГосСОПКА (проинформировать НКЦКИ):
  • не позднее 3 часов с момента обнаружения инцидента для субъектов КИИ, владеющих значимыми объектами;
  • не позднее 24 часов с момента обнаружения инцидента для субъектов КИИ, владеющих не значимыми объектами.
Таким образом, обязанность по передаче информации в ГосСОПКА, распространяется на всех субъектов КИИ, независимо от вида принадлежащих им объектов. Если принято решение о передаче информации в ГосСОПКА с использованием технической инфраструктуры НКЦКИ, то возникает вопрос о том, как подключиться?

Защищенное подключение может быть осуществлено одним из следующих способов:

  1. Субъект КИИ имеет и установил лицензионное программное обеспечение ViPNet Client сети 10976 с классом защиты КС3. При выполнении этого условия в НКЦКИ направляется запрос с необходимой информацией для получения файла с настройками.
  2. Субъект КИИ имеет лицензию на программное обеспечение или программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator с классом защиты КС3 ViPNet-сети с номером 10976. После установки ViPNet Coordinator в НКЦКИ направляется запрос с необходимой информацией для получения файла с настройками.
  3. Если у субъекта КИИ развернута своя ViPNet-сеть, он направляет запрос в НКЦКИ на получение файла для установления межсетевого взаимодействия собственной ViPNet-сети с ViPNet-сетью 10976 (НКЦКИ).
При этом, следует отметить, что субъекты КИИ, функционирующие в банковской сфере или иных сферах финансовых рынков, имеют возможность передавать информацию о компьютерных инцидентах через техническую инфраструктуру Центрального банка России (FinCERT).

Технически, взаимодействие с FinCERT строится следующим образом:

  • заключается соглашение о взаимодействии (оно типовое);
  • для взаимодействия организуется защищенное соединение с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации. Предлагается три программных продукта: Континент TLS, ViPNet CSP, КриптоПРО CSP;
  • после заключения соглашения участнику настраивается учетная запись – выдается логин и пароль;
  • по логину и паролю участник получает доступ в личный кабинет. Посредством этого же кабинета можно осуществлять информирование FinCERTа, направлять в FinCERT запросы, взаимодействовать с другими участниками, подключенными к FinCERT, передавать информацию в ГосСОПКА.

Передача информации в ГосСОПКА осуществляется с использованием форматов передачи данных, утвержденных ФСБ России.

При этом, следует учесть, что в соответствии с Приказом ФСБ России № 282 субъекты КИИ, функционирующие в банковской сфере и иных сферах финансового рынка обязаны информировать о компьютерных инцидентах на принадлежащих им объектах КИИ Центральный банк и НКЦКИ. При этом, как было отмечено, FinCERT предоставляет техническую возможность для передачи информации в ГосСОПКА.

Следующим вопросом, который встает перед субъектом КИИ, является вопрос об обязательности лицензий в области защиты информации.

Для взаимодействия с ГосСОПКА лицензии не требуются, оно осуществляется в рамках исполнения обязанностей, возложенных на субъекта КИИ статьей 9 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Если субъект КИИ намерен создать корпоративный (ведомственный) центр ГосСОПКА для собственных нужд (только в рамках своего юридического лица), никаких лицензий также не требуются.

В рамках работы в холдинговых структурах или для предоставления коммерческих услуг:

  1. Лицензия ФСТЭК России на оказание услуг по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации.
  2. Одна из следующих лицензий:
    a) на право осуществления работ, связанных с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
    b) деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств.
  3. Лицензия ФСБ России на работу с государственной тайной – если нужен доступ к методическим документам ФСБ России по обнаружению, предотвращению и ликвидации последствий компьютерных атак. Логично проистекающий из предыдущего ответа вопрос о том, а обязательно ли для субъекта КИИ создавать корпоративный (ведомственный) центр ГосСОПКА? Законодательно такая необходимость не определена. Более того, на практике уже достаточное количество субъектов КИИ осуществляют свое взаимодействие с ГосСОПКА через коммерческие центры мониторинга и реагирования на инциденты. Преимуществами аутсорсинга услуг корпоративных (ведомственных) центров ГосСОПКА являются:
  4. Снижение издержек:
    a) стоимость услуг коммерческих центров мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности в десятки раз меньше чем издержки на создание собственного;
    b) отсутствие затрат на разработку правил корреляции событий информационной безопасности;
    c) отсутствие затрат на персонал.
  5. Небольшой промежуток времени, необходимый на организацию процесса мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности с высоким уровнем зрелости.
  6. Возможность использования разностороннего опыта и компетенций, который имеется у коммерческих центров мониторинга и реагирований на инциденты в виду разносторонности решаемых ими задач (проектов) и взаимодействия с отечественными и зарубежными CERT/CSIRT/SOC.

Однако, помимо преимуществ, аутсорсинг услуг центра мониторинга и реагирования на инциденты имеет и недостатки. Основной недостаток в том, что ответственность перед государством несет субъект КИИ, а не подрядчик, и это необходимо понимать. Другой недостаток – это утрата компетенций в случае отказа от подрядчика, однако данный недостаток не столь существенен, т.к. рынок данных услуг высококонкурентен и выбор имеется.

В заключении следует отметить, что в указанной статье рассмотрены лишь наиболее распространенные, исходя из практики автора, проблемные вопросы, возникающие у субъектов КИИ в рамках организации взаимодействия с ГосСОПКА. Бесспорно, количество проблемных моментов, наблюдаемых в настоящее время в виду «свежести» нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, гораздо больше, чем может быть рассмотрено в рамках данной статьи в силу ограниченности ее объема.


Источник: журнал Информационная безопасность, №4, 2019