Главная / Новости / Кибербезопасность 24/7: польза SOC для вашего бизнеса

Кибербезопасность 24/7: польза SOC для вашего бизнеса

24 июня 2025

Тематика Security Operations Center (SOC) является весьма актуальной среди специалистов в области ИБ. В статье рассказываем, что такое SOC как услуга, какие функции она выполняет, и как помогает организациям защищать свои ИТ-ресурсы от угроз.

Что такое SOC?

Security Operations Center — центр мониторинга ИБ или ситуационный центр информационной безопасности, предназначенный для мониторинга и анализа угроз в информационных системах организации. Главная задача SOC — обеспечивать круглосуточный мониторинг работы систем защиты информации и реагировать на инциденты информационной безопасности.

SOC может быть внутренним, созданным в виде отдельного подразделения непосредственно в организации, или внешним — предоставляемым сторонним провайдером услуг. Важно отметить, что SOC — это не только центр реагирования на инциденты, но и часть стратегии кибербезопасности компании, которая обеспечивает защиту от внешних и внутренних угроз.

Функции и задачи SOC

SOC выполняет широкий спектр задач, направленных на обеспечение безопасности ИТ-среды. Вот основные из них:

Активный мониторинг IT-среды и сбор данных об инцидентах

SOC регулярно проводит оценку уровня защищенности ИТ-систем, включая анализ конфигурации программного и аппаратного обеспечения, а также проверку на уязвимости и недоработки в безопасности.

Обнаружение и предупреждение угроз

Основная задача SOC — оперативное обнаружение любых аномальных активностей, которые могут свидетельствовать о кибератаке. SOC непрерывно мониторит состояние безопасности ИТ-систем организации с применением различных инструментов SIEM, SOAR, EDR, XDR и других.

Реагирование на угрозы

При обнаружении киберинцидента сотрудники SOC принимают меры по его устранению и минимизации ущерба. Процесс может включать в себя блокировку зараженных систем, изоляцию атакующего, восстановление данных и другие мероприятия.

Анализ инцидентов и установление причин

Для разработки и реализации мер по предотвращению атак в будущем
специалисты SOC анализируют причины возникновения и вектор развития прошедших атак.  При необходимости, или по желанию компании-заказчика, можно провести полномасштабное расследование инцидента ИБ.

Организация взаимодействия с НКЦКИ

SOC, являясь корпоративным центром ГосСОПКА, самостоятельно организует межсетевое взаимодействие для обмена данными об инцидентах с НКЦКИ, снимая с компании-заказчика эту задачу.

Информирование заинтересованных лиц

SOC отвечает за своевременное информирование всех заинтересованных лиц со стороны компании-заказчика о текущих угрозах безопасности, принятых мерах и возможных рисках.

Формирование и поддержание актуальной информации

Одной из важнейших функций SOC является поддержание актуальной информации о состоянии безопасности ИТ-ресурсов компании, чтобы своевременно реагировать на изменения в угрозах и уязвимостях.

Коммерческий SOC

Для многих организаций создание собственного SOC может быть затратным и сложным процессом. Необходимо иметь в штате высококвалифицированные кадры, регулярно инвестировать в технологическую инфраструктуру, адаптироваться к постоянно меняющимся угрозам и соблюдать нормативные требования. В таких случаях компании могут воспользоваться услугами коммерческого SOC, предоставляемых внешними поставщиками.

Как выбрать коммерческий SOC

При выборе внешнего SOC для вашей организации важно учитывать несколько факторов:

  • Опыт и репутация — следует обратить внимание на опыт компании в сфере кибербезопасности, а также на наличие успешных кейсов с организациями, похожими на вашу.
  • Квалификация специалистов — обратите внимание на квалификацию и сертификацию специалистов SOC-центра, ответственных за защиту вашей компании.
  • Лицензии и аккредитации — убедитесь, что у коммерческого SOC есть все необходимые лицензии и аккредитации для предоставления услуг: ФСБ, ФСТЭК, НКЦКИ.
  • Преимущества и возможности — убедитесь, что предлагаемые услуги SOC отвечают потребностям вашей организации: например, если у вас отсутствует собственная система SIEM, сможет ли центр взять на себя функцию мониторинга.
  • Интеграция с существующими системами — коммерческий SOC должен обеспечить интеграцию с вашими текущими системами безопасности и поддерживать работу с нестандартными источниками данных.
Преимущества коммерческого SOC

  • Экономия бюджета: коммерческий SOC позволяет компаниям перейти к понятной модели фиксированных операционных платежей без единовременных капитальных затрат на строительство центра, приобретение лицензий и зарплаты специалистов.
  • Экспертиза и опыт: специалисты внешнего SOC обладают глубокими знаниями и опытом в анализе угроз и реагировании на инциденты.
  • Гибкость: коммерческие SOC предлагают разнообразные модели обслуживания, включая круглосуточный мониторинг и адаптацию под специфические нужды бизнеса.
  • Масштабируемость: коммерческие SOC позволяют легко увеличивать или уменьшать объем услуг в зависимости от изменяющихся потребностей бизнеса, обеспечивая адаптацию к росту и новым вызовам.
  • Оптимизация человеческих ресурсов: коммерческий SOC обеспечивает компаниям доступ к квалифицированным специалистам и круглосуточному мониторингу безопасности, позволяя сотрудникам компании-заказчика сосредоточиться на других стратегических задачах.

Внедрение коммерческого SOC

Процесс внедрения SOC требует серьезной подготовки и соблюдения нескольких ключевых этапов:

1.Оценка потребностей

Перед выбором SOC важно определить потребности вашей организации. Необходимо выяснить, какие угрозы наиболее актуальны для вашего бизнеса, какие системы нуждаются в защите, и какие требования к мониторингу безопасности существуют.

2.Выбор поставщика SOC

Необходимо выбрать провайдера, который соответствует всем требованиям безопасности. Обратите внимание на лицензии, аккредитацию и ПО коммерческого SOC, а также проведите ряд встреч для уточнения важных вопросов.

3.Подготовка инфраструктуры

Построение защищенного канала, применение и настройка аудита на источниках событий, развертывание инфраструктуры мониторинга. Составление регламента взаимодействия сотрудников компании-заказчика с SOC.

4.Реализация проекта

Оказание сервиса по мониторингу ИБ и дополнительного набора услуг.

5.Поддержка и оптимизация

После подключения коммерческого SOC осуществляется процесс анализа его работы, изменений в инфраструктуре компании-заказчика и обновлении системы безопасности для поддержания SLA на достаточном уровне. А также подключение дополнительных услуг, если это необходимо.

Команда SOC

В большинстве случаев SOC включает несколько ключевых направлений работы, каждое из которых играет важную роль в обеспечении безопасности.

1.Сервисное. Системные администраторы или инженеры, отвечающие за настройку систем, стабильность получения данных и связь с компанией-Заказчиком.

2.Аналитическое. Обработка событий и инцидентов на разных уровнях:

  • аналитики 1 уровня (L1) работают по заранее заданным сценариям реагирования (Playbooks);
  • аналитики 2 уровня (L2) получают данные от специалистов 1 уровня и принимают решения по реагированию на инциденты;
  • эксперты по настройке правил в системах SIEM, SOAR и аналогичных составляют правила выявления инцидентов и реагирования на них.
3.Экспертное. Работа с узкими областями в поддержку аналитическому направлению — например, с защитой от DDoS-атак, Threat Intelligence, Threat hunting, DRP или Purple Team.

4.Организационное. Менеджеры и руководители SOC переводят техническую информацию об инцидентах на «бизнес-язык» и координируют работу команды центра.

В SOC обеспечивается оперативное реагирование на инциденты в любое время суток — 365 дней в году.

Как работает SOC при угрозе

Когда SOC сталкивается с угрозой, он действует по установленному алгоритму:

  1. Мониторинг и обнаружение угрозы. Система мониторинга оценивает события, происходящие в ИТ-инфраструктуре компании-заказчика. При обнаружении аномального события оно регистрируется и передается в работу аналитикам 1 линии.
  2. Анализ подозрительных событий. Получив уведомление о возможном инциденте, специалисты SOC определяют, есть ли угроза, и если есть — каковы ее характер и степень опасности/критичности.
  3. Реагирование. При подтверждении инцидента аналитики SOC действуют в соответствии с заранее установленными правилами (плейбуками). В случае необходимости эскалации инцидента на более высокий уровень к анализу подключаются аналитики 2 уровня для разработки рекомендаций по блокировке и минимизации ущерба.
  4. Рекомендации по устранению инцидента. Специалисты SOC могут принимать участие в устранении последствий инцидента, информируя заинтересованные стороны о произошедшем инциденте и предоставляя рекомендации по дальнейшим мерам.
  5. Расследование инцидента. Эксперты SOC также участвуют в поиске причин киберинцидента. Результаты расследования помогут организации предотвратить подобные инциденты в будущем. Также это будет способствовать анализу и адаптации правил выявления аномальных событий при работе с ИТ-инфраструктурой компании-заказчика.

Заключение

Security Operations Center одна из ключевых составляющих стратегии кибербезопасности любой организации, особенно в условиях современных угроз и цифровых трансформаций. Формирование системы контроля и мониторинга кибербезопасности в компании требует значительных усилий, как в плане подготовки команды, так и в техническом оснащении. Одним компаниям будет проще решить эту задачу своими силами, другим будет выгоднее довериться сервис-провайдеру, обладающему необходимым опытом и возможностями. Выбор за вами.

Надеемся, что данная статья поможет вам лучше понять потребности вашей организации и найти способы их эффективного решения.
Подпишитесь на нашу рассылку
Вы будете получать только полезную информацию о кибербезопасности — никакого спама и рекламы
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных